ћинистерство здравоохранени€
—амарской области

ѕоиск лекарств в наличии в аптеках г. —амары

Ёлектронна€ регистратура

ћетодическа€ копилка

—троение и разновидности ¬»„

¬»„ отличает от других вирусов уникальное строение генетического аппарата и наличие особого фермента обратной транскриптазы.†

ћаленький представитель большой семьи

¬ирус иммунодефицита человека – относитс€ к семейству ретровирусов и подсемейству медленных вирусов. ќтличительными особенност€ми ретровирусов €вл€ютс€ уникальное строение генетического аппарата (генома) и наличие особого фермента Ц обратной транскриптазы. ¬ мире циркулирует два типа вирусов Ц ¬»„-1 и ¬»„-2, отличающиес€ структурой, антигенным составом и эпидемиологическими характеристиками. »меютс€ существенные различи€ и в течении заболевани€, вызываемого этими вирусами. »нфекци€, вызванна€ ¬»„-2, продолжаетс€ более длительное врем€.
¬»„-1 состоит из оболочки, матриксного сло€, оболочки нуклеотида и генетического материала Ц –Ќ . ѕолна€ вирусна€ частица имеет форму сферы, ее диаметр Ц примерно 100-120 нм.
Ќаружна€ мембрана (оболочка) вируса пронизана собственными белками gp41 и gp120. Ёти белки образуют 72 отростка на поверхности мембраны вируса.
√еном (генетический материал) вируса включает в себ€ 11 генов. ¬нутри нуклеотида заключены геном вируса (две молекулы –Ќ ), белок и комплекс ферментов: обратна€ транскриптаза, –Ќ аза, протеаза.

лючевой фермент

ќдин из ключевых ферментов вируса Ц обратна€ транскриптаза (ревертаза). ƒанный фермент обладает несколькими видами ферментативной активности:
- ƒЌ -полимеразна€, про€вл€юща€с€ в синтезе одноцепочечной ƒЌ  на основе вирусной –Ќ ;
- рибонуклеазна€, заключающа€с€ в расщеплении исходной ƒЌ  с последующим синтезом второй цепи ƒЌ  на основе первой;
- интегразна€, про€вл€юща€с€ во встраивании вирусной –Ќ  в хромосомную ƒЌ  клетки-хоз€ина.
¬ результате функциональной активности обратной транскриптазы образуетс€ провирус, который длительно существует в клетке хоз€ина и передаетс€ во все дочерние клетки при делении.

летки-мишени

–азмножение (воспроизводство) вируса иммунодефицита человека св€зано только с определенными клетками. ¬ирус способен проникать в клетки, на поверхности которых имеетс€ особый рецептор CD4, с которым он взаимодействует. ѕрежде всего, к таким клеткам относ€тс€ лимфоциты и некоторые клетки, относ€щиес€ к макрофагам и моноцитам. ¬ этих клетках происходит активна€ репродукци€ ¬»„.

Ѕыстрый и опасный

ѕолный жизненный цикл вируса осуществл€етс€ достаточно быстро, всего за 1-2 суток. ¬ среднем в сутки образуетс€ до 1 миллиарда новых вирусных частиц, поэтому за длительный период существовани€ вируса в организме, происходит накопление большого количества измененных (мутированных) вариантов ¬»„. ѕри встрече двух и более вариантов ¬»„ в одной клетке, они могут обмениватьс€ генетическим материалом, что €вл€етс€ одним из дополнительных механизмов изменчивости ¬»„.

»зменчивый и неуловимый

¬ирус иммунодефицита человека характеризуетс€ высокой генетической изменчивостью Ц ни один вирион при самовоспроизведении не повтор€ет родительский. ” ¬»„ отсутствуют специальные механизмы, способные исправл€ть генетические ошибки, поэтому он имеет особую наклонность к мутаци€м. Ќаиболее часто встречаютс€ мутации, св€занные с заменой одного нуклеотида на другой, а также св€занные с синтезом фермента обратной транскриптазы. ¬ результате такой изменчивости возникают новые штаммы вируса, отличающиес€ по многих характеристикам, в том числе по устойчивости и восприимчивости к антиретровирусным препаратам. »сключительна€ генетическа€ изменчивость позвол€ет вирусу существовать в инфицированном организме и определ€ет его устойчивость к терапии.

–азновидности ¬»„. Ќемного истории

¬ирус, известный ныне как возбудитель —ѕ»ƒа, был открыт в 1983 году. √руппа ученых Ќационального института рака в —Ўј, под руководством известного иммунолога и вирусолога –оберта √алло открыла возбудител€ “-клеточного лейкоза, заболевани€, зарегистрированного в конце 70-х годов в странах  арибского бассейна и в ёжной японии. ¬озбудителем данного заболевани€ у человека оказалс€ ретровирус. ¬ дальнейшем оказалось, что он передаетс€ при переливании крови. ”же через два года после первых публикаций были разработаны методы диагностики. ƒанна€ разновидность вируса после многочисленных дискуссий и обсуждений получила название ¬»„-1 (или HIV-1).
¬ апреле 1986 года в журнале “—айенс” было опубликовано сообщение, что группа американских ученых во главе с Ёссексом, выделила у здоровых людей в —енегале вирус, сходный с вирусом африканских зеленых мартышек. ѕредполагалось, что данный вирус мог быть предшественником ¬»„. јвторы назвали его HTLV-4. ѕодобно ¬»„, данный вирус поражает “-хелперы, но не убивает их. Ёлектронный микроскоп не зафиксировал его отличий от ¬»„. ѕо мнению Ёссекса, хот€ HTLV-4 поражает “-хелперы у клинически здоровых людей, в последующем возможно развитие заболевани€.
¬ конце 1986 года ћонтанье и сотрудники объ€вили об открытии нового вируса у двух больных —ѕ»ƒом. ѕо своему строению он не отличалс€ от ¬»„, и так же поражал “-хелперы. Ќо, в противоположность ¬»„, в сыворотках больных отсутствовали антитела к последнему и генетический материал обоих вирусов был различным. јвторы назвали новый вирус HIV-2 (¬»„-2).

¬»„-1 и ¬»„-2: сходства и различи€

¬ насто€щее врем€ существует два типа вируса иммунодефицита человека Ц ¬»„-1 и ¬»„-2, отличающиес€ друг от друга по своим структурным характеристикам и составу антигенов. “акже имеютс€ различи€ в течении заболевани€, вызываемого этими вирусами. »нфекци€, вызванна€ ¬»„-2, продолжаетс€ более длительное врем€. –€д исследователей считает, что лица, инфицированные ¬»„-2, имеют слабый иммунитет к ¬»„-1.
—равнительное изучение геномов ¬»„-1 и ¬»„-2 показало, что в эволюционном плане ¬»„-2 далеко отстоит от ¬»„-1. ≈сть предположение, что оба вируса существовали задолго до возникновени€ современной эпидемии —ѕ»ƒа. ¬ некоторых странах «ападной јфрики встречались типичные случа€ —ѕ»ƒа при отсутствии антител к ¬»„. ” больных были выделены ретровирусы, которые подобно ¬»„-1, обладают сродством к лимфоцитам (CD4-хелперам) и вызывают их гибель. ¬»„-2 обнаруживаетс€ главным образом в «ападной јфрике. ¬»„-2 имеет сходство с возбудителем —ѕ»ƒ-подобного заболевани€ у макак. ќн способен инфицировать разные виды приматов, в то врем€ как ¬»„-1 поражает только людей и шимпанзе.

≈лена јбрашкина