Министерство здравоохранения
Самарской области


Поиск лекарств в наличии в аптеках г. Самары


Электронная регистратура

 


Методическая копилка

Дети тоже устают

 

Фото Юлии Рубцовой

Он еще маленький, а у него столько дел. Современные дети загружены куда больше чем мы с вами были заняты в нежном возрасте. Немудрено, что наши дети жалуются на усталость. Но как определить – он на самом деле устал или просто не хочет что-то делать? А может быть, он заболел? 

Мама виновата?

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок стал послушным, спокойным и внимательным. В настоящее время реформы в образовании, в основном, ведутся путем повышения интенсивности учебных нагрузок. «Престижными» считаются учебные заведения, использующие современные системы «развивающего» обучения. Актуальным является изучение нескольких иностранных языков, посещение школ искусств, различных спортивных секций... Все это обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка.
Но получается ли личность «гармоничной» в результате постоянной умственной и физической перегрузки? Такая ситуация в большей степени способствует укреплению имиджа самих родителей и не имеет ничего общего с любовью к родному чаду. Хорошие отметки ребенка в школе воспринимаются ими как свои личные успехи, которыми можно похвастать перед друзьями, родственниками и коллегами, поскольку ребенок в данном случае является как бы продолжением собственного «Я».
Интенсивные умственные нагрузки и постоянная проверка знаний при завышенных требованиях со стороны педагогов и родителей рождают у ребенка стремление всё «сделать на пять», а при невозможности этого— переживание состояния неуспеха и чувство страха быть наказанным.

Отдых и ежедневный душ

«Детская усталость подразделяется на физическую, интеллектуальную и эмоциональную, - говорит Елена Малькова, врач-педиатр. - С физической усталостью справиться нетрудно. Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.
Снять усталость и стресс у детей младшего школьного возраста поможет детский оздоровительный массаж, общеукрепляющая процедура, стимулирующая защитные силы организма. Вода также поможет снять накопившиеся напряжение и усталость у ребенка. Для этого нужно просто принять душ, ванну или умыться под струей воды.
Избавить ребенка от усталости можно, оптимизировав школьную нагрузку, отменить все лишние нагрузки (дополнительные занятия, секции и кружки) или рационально распределив нагрузки в течение дня. Разумно перестроить график занятости ребенка, предоставить ему хотя бы час в день спокойного времени и возможности побыть одному. Эмоционально поддержать ребенка можно, если не давать ему понять, что родители огорчены его слабостью и что он не оправдал их надежд. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе. Эмоциональную усталость у школьника позволяют снять именно открытые доверительные отношения с родителями. Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника».

Усталость или болезнь?

«Головные боли, переутомление, бессонница – эти симптомы хронической усталости все чаще встречается у детей школьного возраста, - говорит Елена Малькова. - Причины усталости у школьников лежат в несбалансированном питании, недостатке в организме ребенка витаминов и микроэлементов. Немалую роль в этом играют большие нагрузки и негативные отношения с одноклассниками или учителями. Практика современной школы показывает, что учебные нагрузки у школьников постоянно возрастают. Введение ЕГЭ также способствовало созданию стрессовой ситуации у школьников. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, кошмарных сновидениях, боли в суставах и мышцах, не проходит для ребенка бесследно, если родителям не обратить на него пристального внимания».
Большинство специалистов, работающих в сфере охраны детского здоровья, считают одной из основных причин ухудшения здоровья нерациональное увеличение учебных нагрузок, не соответствующее физическим, физиологическим и психологическим особенностям ребёнка. Возросшее в наши дни количество невротических расстройств, психосоматических заболеваний у детей является прямым следствием данной ситуации. Как правило, многие серьёзные заболевания начинаются с проявлений переутомления, которые носят название «синдром хронической усталости» (СХУ), и часто остаются без должного внимания родителей и соответствующей коррекции.
Основными проявлениями СХУ являются длительно существующее состояние усталости, длящееся 6 месяцев и более и сопровождающееся снижением физической активности более чем на 50% от исходного уровня, быстрой физической и психической утомляемостью. У ребенка может отмечаться большое количество соматических жалоб, таких как головная боль, светобоязнь, першение в горле, увеличение шейных и подчелюстных лимфоузлов, боль в суставах, ломота в теле, мышечная слабость. При этом отсутствуют видимые объективные причины, способные вызвать усталость. Помимо этого, отмечаются и психоневрологические жалобы: невозможность сосредоточиться на уроке, повышенная отвлекаемость, плохое запоминание учебного материала, сложности в решении задач, повышенная раздражительность, нервозность, агрессивность или же подавленное настроение и полное нежелание что-либо делать. У многих детей нарушается сон, однако даже при увеличении его продолжительности, ощущения полноценного отдыха не возникает. Возможны явления сомнамбулизма, или снохождения. В дальнейшем у ребенка, вследствие ослабления иммунитета, возрастает подверженность различного рода инфекционным и простудным заболеваниям.
Из этого следует, что школьная нагрузка не должна превышать реальных возможностей ребенка. Основными критериями правильности выбранного направления деятельности и объёма нагрузки должны служить: чувство удовлетворения, которое ребёнок испытывает от того, что делает; хорошее настроение и самочувствие, отличная физическая форма и его собственное желание заниматься.

Елена Ерофеева
15.12.2011