Министерство здравоохранения
Самарской области


Поиск лекарств в наличии в аптеках г. Самары


Электронная регистратура

 


Методическая копилка

Как выбрать роликовые коньки?

 

Это первый и главный вопрос, который нужно задать себе перед покупкой первых роликов. Вообще для этого в магазинах существуют консультанты. Но кое-что нужно знать и самому.

На ролики – с детства

Катание на роликовых коньках развивает вестибулярный аппарат, улучшает работу легких, ведь ребенок активно двигается на свежем воздухе. Но катание на роликовых коньках может стать и причиной серьезных травм. Малыша рекомендуется ставить на ролики с 3—4 лет.

Первые коньки должны быть двухосными — пара колес спереди, а другая пара — сзади. Для самых маленьких изготовлены специальные коньки с подшипниками, на которых ребенок не сможет сильно разогнаться.

Тинейджерам

Покупка коньков для подростков может превратиться в настоящую семейную битву. Ведь тинейджерам так хочется иметь все самое «крутое» и выглядеть суперэкстремалами.

Обратите внимание на прочность подшипника, которая оценивается по пятибалльной шкале. Не экономьте на защитных средствах, сразу же купите наколенники, налокотники и перчатки. Хорошо бы, конечно, начинающим иметь шлем.

Сначала надо научиться на коньках стоять, а потом приседать и наклоняться. Правильная «стойка» роллера — ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед.

Первый шаг - правильно падать

Золотое правило гласит: лучше упасть вперед, чем на спину.

Сразу учите малыша правильно падать. Руки должны быть направлены вперед ладонями вниз. Падать надо на защищенные колени, затем на локти и, наконец, на предплечья. Ребенок должен знать, что на дороге с гравием, грязью, песком или разлитым бензином велик риск внезапного падения.

Нельзя кататься, держась за движущийся транспорт, нельзя спускаться на роликах в метро, ездить в автобусах или троллейбусах. Одежда не должна мешать ориентироваться: нельзя ездить в очень темных очках, глухой шапке и наушниках.

Рынок – не место для покупок

Созданием каждой модели "правильных" роликовых коньков в серьезных компаниях занимается не один десяток специалистов самых разных профилей — анатомия, эргономика, материаловедение, промышленный дизайн. Внешний вид получившейся модели — как надводная часть айсберга, под которой скрывается скромное торжество современных технологий.

Первое и главное – ролики нужно покупать в проверенном магазине. Иначе есть риск, что вы приобретете коньки, которые по внешним данным, и "по паспорту" (который у рыночных роликов заменяют надписи на ботинке) не будут отличаться от настоящих. На деле вас ждут неудобный, ненадежный ботинок, хрупкие комплектующие из самых дешевых материалов. На колесах придется не столько катиться, сколько переступать — крутиться они будут плохо. При катании что-то постоянно будет отваливаться, скрипеть и греметь.

Покупая скрипящие, гремящие, неудобные дешевые ролики, которые не только недолговечны, но и попросту не катятся, вы лишаете себя того, ради чего встаете на колеса — удовольствия от катания. Помучавшись разок-другой, вы резонно решите, что эта забава не для вас. Потом, забросив в угол дешевую подделку вы будете с сочувствием смотреть на роллеров ("уж я-то знаю!..") Или, если вы все-таки решите приобщиться к катанию на роликах, в конце концов купите хорошую вещь. И в результате заплатите дважды.

Как выбирать?

Мерить, мерить и еще раз мерить. Все известные производители выпускают много моделей роликов, стараясь угодить на любой вкус и кошелек. Если вам говорят, что ролики фирмы "отлично сидят на ноге", не верьте! У вас — другие ноги. Меряйте столько, сколько сможете. Тогда вы точно найдете свои ролики.

Какая фирма лучше?

Лучшие – это фирмы, чью продукцию не первый год используют роллеры всего мира. Качество роликов этих марок предсказуемо и гарантировано. Как эти фирмы называются? Спросите у консультанта в магазине. Которого, кстати, тоже надо выбирать, все люди разные. Не жалейте на выбор времени – на кону не только ваше удовольствие, но и ваше здоровье

Что точно не надо брать

Если ботинок выполнен из литой пластмассы и к нему прикреплена низкая рама с маленькими колесами, это — ролики агрессивные — для скольжения по перилам, прыжков по парапетам и всего того, что вы сможете увидеть в любом экстремальном роллер-видео. Из объективных недостатков агрессивных коньков для новичков можно назвать отсутствие вентиляции и неудобство передвижения по неровному асфальту из-за маленьких колес. Отложите их в сторону. Это в любом случае ролики не для начинающих. Даже если вы планируете в будущем заниматься агрессивным катанием, первые шаги лучше делать на обычных роликах начального уровня.

Ролики, позволяющие развивать максимально возможную скорость, тоже не для начинающих. Предназначены они для летних конькобежцев, владеющих техникой скоростного катания. Недостатки для новичков очевидны: длинная рама снижает управляемость, боковая поддержка ноги в гоночном ботинке недостаточна или отсутствует, очень высокая цена.

Также существуют модели, выглядящие вполне обычно, но рассчитанные на тех, кто имеет опыт спортивного катания. Или хотя бы в недавнем прошлом серьезно занимался аналогичным спортом. Они обладают высокими скоростными качествами, но для начинающих могут оказаться слишком быстрыми. Чем это грозит? Частыми падениями, прежде чем научитесь держать равновесие и тормозить. Причем, часто — падениями на скорости с возможными самыми печальными последствиями.

Как узнать такие ролики? Это бывает сложно сделать и остается уповать лишь на совесть продавца, который не предложит вам более дорогие "продвинутые" модели, многочисленные синяки от катания на которых будут заживать еще долго.

Что нам подходит?

Это ролики самого популярного и потому многочисленного семейства фитнес.

Если говорить о происхождении роликовых коньков, то ближе всего они, пожалуй, к горнолыжным ботинкам. Отсюда и наследственность. Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика с мягким внутренним ботинком. Потом стали делать роликовые ботинки похожими на кроссовки, усиленные где надо прочным пластиком. На сегодняшний день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей имеют мягкий ботинок.

Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног, хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из специальной ткани, пропускающей воздух) и легкость.

Недостатки: теоретически более низкая прочность при падениях и ударах, тенденция к деформации при сильных боковых нагрузках (т.е. ботинок как бы скособочивается, если долго тренировать, например, катание на внешних поверхностях колес). Есть еще одно неудобство. На многих моделях с мягким ботинком ботинок не отделяется от рамы с колесами. Соответственно, если необходима стирка, приходится снимать колеса и стирать ролики вместе с рамой. Это не страшно, но несколько неудобно.

Рама роликов

Металлические рамы обычно делаются из жестких и легких алюминиевых и магниевых сплавов. Благодаря высокой жесткости они лучше передают толчковое усилие — проще говоря, на них проще разгоняться и поддерживать скорость. С другой стороны, более отчетливо передается от рамы на ботинок вибрация при катании по неровной поверхности, что требует дополнительной амортизации внутри ботинка. Общая тенденция производителей — оснащать металлическими рамами более скоростные модели, ориентированные на подготовленных роллеров. На всех, без исключения, беговых моделях стоят именно металлические рамы.

Альтернатива металлу — пластиковые рамы (иногда их называют композитными). Такие рамы меньше отдают по ногам при катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических. При ударе не гнутся, а лишь царапаются или, при особом упорстве роллера, трескаются.

Часто рамы бывают съемными. Это удобно, поскольку в случае поломки можно заменить только раму.

Колеса для роликов

Колеса различаются по двум основным параметрам — диаметр и жесткость. Цифры на колесах обозначают диаметр в миллиметрах и жесткость в условных единицах по шкале "А".

Диаметр. Чаще всего встречаются колеса диаметром (76-82 мм) — они наиболее универсальны для фитнесс-роликов. Чем больше диаметр колеса, тем проще поддерживать скорость и меньше чувствуются выступы и неровности покрытия. Колеса 84 мм, 90 мм, 100 мм используются на беговых моделях.

Жесткость. Наиболее популярный диапазон жесткости — от 78A до 85A. Чем больше цифра, тем жестче колесо. Чем жестче колесо, тем лучше оно катится по поверхности, тем сильнее чувствуются неровности под колесами, тем хуже сцепление с дорогой на поворотах. Как правило, жесткие колеса (83A — 85A) используются опытными роллерами, а новичкам больше подходят колеса 78A — 82A.

Колеса со временем изнашиваются. При нормальном катании 3-4 раза в неделю и весе катающегося около 80 кг колеса 76/78А, полностью стираются за два месяца. Более жесткие колеса, как правило, служат дольше мягких.

Подшипники

Подшипники в роликах скрыты от глаз покупателя. Может, поэтому их окружает наибольшее количество мифов, самый вредный из которых — подшипники, якобы, являются определяющим фактором при выборе роликов. Слишком часто люди, знающие о роликах понаслышке, придя в магазин, напористо твердят что-то вроде: "Я знаю, что ролики различаются по номерам - третий, пятый и седьмой. Мне нужны седьмые ролики".

Факт первый. Каждое из восьми колес роликов вращается благодаря паре подшипников. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.

Факт второй. "Третьи", "пятые" или "седьмые" — это классы точности изготовления подшипников, обиходное название международных машиностроительных стандартов ABEC-3, ABEC-5 и ABEC-7. определяющих точность полировки деталей подшипника. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов. Самые массовые виды подшипников — "пятые" и "седьмые".

Факт третий. Все ролики уважаемых производителей оснащены хорошими подшипниками известных марок.

Факт четвертый. Ни одни дешевые ролики неизвестных фирм не комплектуются хорошими подшипниками. Что бы ни гласили надписи на роликах, что бы ни говорили продавцы - не верьте.

Факт пятый. Не все покупатели знают, что подшипники - не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем, и менять их все равно придется.

Елена ЕРОФЕЕВА
1.08.2011