Ребенок и компьютер: плюсы и минусы

Современную жизнь сложно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в веке, очевидна.

Тем не менее, повальная компьютеризация образования и досуга детей имеет и негативную сторону. Занятия или игра на компьютере связаны с воздействием на маленького пользователя целого комплекса факторов.

Глазки, глазки, где вы были?

Самый, пожалуй, важный негативный момент – чрезмерно большая зрительная нагрузка. Практически все пользователи компьютеров испытывают жжение или боли в глазах, чувство «песка» под веками, ухудшение зрение, «туман» перед глазами. Этот комплекс симптомов получил название «компьютерный зрительный синдром». Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети, у которых формирование зрительного анализатора еще не завершено, необходимо чтобы обучение и игры с использованием компьютера соответствовали возрастным возможностям детей. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий различается для детей разного возраста: для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 минут. Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления, развивается и прогрессирует близорукость.

Почему он плачет?

Другой потенциальной опасностью длительного завороженного сидения за компьютером является перенапряжение нервной системы. Это выражается в нарушении сна, ухудшении самочувствия и аппетита, быстрой смене настроения. Наиболее утомительны для детей аркадные или военизированные остросюжетные игры: "стрелялки", "убивалки" и "бродилки". В мире сегодня существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Выпускается масса увлекательных, замысловатых, и агрессивных игрушек игрушки для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием погружаются в этот волшебный мир. Но психика их еще неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может вызвать тяжелые последствия – развивается повышенная возбудимость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо, кроме компьютера. Дети, в отличие от взрослых, воспринимают такие игры не как безобидное развлечение, а как реальное препятствие, игру где во чтобы то ни стало нужно победить, возможность испытать свои силы и самоутвердиться в среде сверстников.

Однако психологи предупреждают о затягивающем, наркотизирующем влиянии подобных игр. Во многих странах у детей, чрезмерно увлекающимися компьютерными играми, врачи даже выявили новый синдром: компьютерной или видеоигровой эпилепсии.

Правила безопасности

Как же уберечь ребенка от негативных последствий длительного пребывания за компьютером?

Очень важна правильная организация рабочего места. Занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате. Естественный свет должен падать сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда пользователь может переводить взгляд на дальние расстояния - это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Поза работающего за компьютером должна быть следующей: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15 - 20 см выше центра экрана.

Физкультуру в помощники

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища, игры на свежем воздухе. Для уменьшения нагрузки на глаза рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления.

Гимнастика для глаз проводится в середине занятия (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей), а также в заключительной его части или после всего развивающего занятия с использованием компьютером. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.

Интернет для ребенка

Отдельно следует упомянуть и о некоторых правилах безопасного поведения ребенка в сети Интернет.

- Не отправляйте детей в бесконтрольное «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с всемирной паутиной, особенно на этапе знакомства.
- Беседуйте с ребенком о том, что нового он узнает для себя с помощью сети Интернет, и как вовремя предупредить опасность.
- Объясните ребенку: в Интернете, как и в жизни, встречаются «хорошие» и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя, нужно немедленно сообщить об этом близким.
- Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
- Обязательно просматривайте сайты, которые посещает ваш ребенок. Элементарные настройки позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.
- Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей.

Юлия АБРАМОВА,
обзор подготовлен по материалам сайтов: detsad-journal.narod.ru, ivalex.vistcom.ru, gym075.edusite.ru
16.04.2012